25.1. Моделирование бумажных документов
Мы привыкли, что текстовые редакторы используются для подготовки к печати бумажных документов, и как то не задумываемся о том, что в текстовом редакторе создаются компьютерные модели будущих документов.
Электронный документ, создаваемый в текстовом редакторе, используется вместо создаваемого бумажного. Это образец документа, что является главным признаком модели.
В процессе компьютерного создания бумажного документа можно выделить все этапы моделирования (пример 25.1). Использование компьютерного моделирования при создании бумажных документов существенно уменьшило их трудоемкость. Исчезли пишущие машинки, на которых печатались документы, исчезла и профессия машинистки (пример 25.2).
В настоящее время многие электронные документы остаются моделями бумажных документов только формально, так как распечатки на бумаге не требуют.
25.2. Компьютерные носители вместо бумаги
Повсеместное распространение компьютеров привело к тому, что многие информационные модели также часто не достигают формы записи на бумаге, а остаются в форме файлов на компьютерных носителях.
Текстовые редакторы позволяют записывать на компьютерные носители в бумагоподобной форме многие информационные модели. Это могут быть описания исторических событий (исторические модели), математические формулы (математические модели), таблицы (табличные модели), схемы и чертежи (графические модели) и др. (пример 25.3). Такие информационные модели также очень удобно хранить именно на компьютерных носителях.
25.3. Решение логических задач
Существует класс логических задач, для решения которых нужно создавать табличные модели (пример 25.4). Создание таблиц возможно как средствами электронных таблиц, так и средствами текстовых редакторов.
Рассмотрим метод решения таких логических задач с использованием средств текстового редактора.
25.4. Постановка задачи (этап 1)
Задача. В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:
1) Смит — самый высокий;
2) играющий на скрипке меньше
ростом играющего на флейте;
3) играющие на скрипке, флейте и
Браун любят пиццу;
4) когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя музыкальными инструментами?
25.5. Выбор плана создания модели (этап 2)
На этапе 3 моделирования будем строить компьютерную модель таблицы средствами текстового редактора.
25.6. Создание компьютерной модели (этап 3)
Для решения задачи в текстовом редакторе нужно построить таблицу с тремя строками (по числу музыкантов) и шестью столбцами (по числу музыкальных инструментов, которыми они владеют). В таблицу следует добавить одну строку и один столбец для описания объектов (пример 25.5). Таблицу необходимо также оформить.
25.7. Исследование модели (этап 4)
Проверка адекватности больших усилий не требует, т. к. таблица полностью соответствует условиям задачи.
25.8. Получение решения задачи (этап 5)
Будем заполнять клетки таблицы плюсами и минусами в соответствии с условиями задачи. Из условия 4) следует, что Смит не играет на альте и трубе (ставим два минуса в его строку). Из условия 3) следует, что Браун не играет на скрипке и флейте (ставим два минуса в его строку). Из условия 5) следует, что Браун не умеет играть на трубе и гобое (ставим еще два минуса в его строку). Получаем таблицу, представленную в примере 25.6.
Анализ таблицы показывает, что Браун умеет играть на альте и кларнете (ставим два плюса в его строку), а Вессон играет на трубе (ставим плюс в его строку).
Из условий 1) и 2) следует, что Вессон играет на скрипке, а Смит на флейте (ставим плюсы в эти строки). Получаем таблицу, представленную в примере 25.7. Анализ таблицы показывает, что Смит может играть еще только на гобое (ставим плюс). Задача решена.
О т в е т: Браун играет на альте и кларнете; Смит играет на флейте и гобое; Вессон играет на скрипке и трубе.