Мои разработки

Для проведения урока учитель разрабатывает план урока.  В моем варианте такой план превращается в сценарий, который предусматривает порядок автоматического запуска программ, видео, компьютерных моделей, презентаций и др. Учитель должен продумать, что необходимо для успешного проведения урока, что надо показать, что объяснить, что закрепить и так далее. Я разбиваю подготовку к уроку на следующие этапы:

  1. Поиск нужной информации: интерактивные странички обычно в формате Flash-технологий, видеоматериалы, презентации, компьютерные модели, обучающие и контрольные тесты, другую информацию.
  2. Далее продумываю, что еще необходимо включить в урок. И сам создаю нужные фрагменты занятия.
  3. Определяю порядок использования материалов на уроке.
  4. Используя редактор «Меню», создаю или редактирую сценарий проведения урока.
  5. Проверяю выполнение сценария по корректному запуску фрагментов урока, по временным параметрам. При необходимости вношу изменения.

Для проведения уроков информатики с максимальным использованием ЭСО необходимо, чтобы компьютерный класс был оснащен интерактивной панелью (это лучший вариант), телевизором или компьютерным проектором. Тогда объяснение нового материала, показ приемов работы с изучаемым ПО будут демонстрироваться на большом экране. При этом время использования ЭСО на уроке увеличится, а время работы учащихся за компьютером будет соответствовать санитарным нормам.

При создании обучающей части урока используются следующие формы отображения информации:

  • гипертекстовые страницы с использованием мультимедийных технологий (локальный веб-сайт);
  • гипертекстовые страницы с использованием мультимедийных технологий (веб-сайт в Интернете);
  • обучающие тесты (локальный или веб-сайт в Интернете);
  • сервис LearningApps.org с обучающими игровыми и тестовыми заданиями. Другие образовательные сервисы Web2.0;
  • страницы формата pdf;
  • отдельные страницы с Flash-анимацией (на старом Google Chrome с поддержкой Flash);
  • мультимедийные презентаций;
  • просмотр потокового видеофильма через VLC Media Player с веб-сайта в Интернете;
  • исполнительная модель в виде обучающей или проверяющей программы, которая позволяет оценить знания учащихся.

Почти вся лекционная информация хранится на локальном сайте с именем “Checktests_Orion.by” (Checktests.by в Интернете). Там же она  редактируется или добавляются новые разработки уроков.

В последние годы много внимания уделяется созданию обучающих видеолекций. Считаю, что данный вид подачи материала  целесообразно использовать для более качественного проведения  урока. В большинстве случаев использую необходимые фрагменты видеолекции, включив в сценарий автоматический запуск данного фрагмента.

Важным этапом урока информатики является выполнение практических заданий, которые оценивается в баллах. Обучаемый знает, сколько баллов он получит за каждое задание и, в случае несогласия с выставленным баллом, может его оспорить. Преподаватель должен объяснить, за что сняты баллы. Далее эти баллы переносят в основную программу проверки знаний и умений учащихся. Как только даны ответы на все задания и вопросы проверочной работы, компьютер выставляет итоговую отметку. Достоинством подобного способа является его объективность, поскольку исключается человеческий фактор.

Практические задания бывают следующих типов:

Одинаковое для всех задание 5 уровня сложности автоматически рассылается всем учащимся. Каждый этап выполнения задания помечается баллом. Пример задания:

Случайная раздача. Практические задания одинакового уровня сложности, но 12-15 разных вариантов, случайным образом автоматически рассылается всем учащимся.

По выбору учащегося.

Используются практические задания 4 и 5 уровня сложности. При разработке этих заданий в качестве основной базы использую упражнения из учебного пособия, а также составляю свои варианты. Данные задания выбирает ученик. Обычно таких заданий несколько – от 3 до 15. Больше делать нецелесообразно, т.к. чтение условий заданий занимает время урока.

Пример задания 4 уровня сложности:

Пример задания 5 уровня сложности:

Раздает учитель. Используются практические задания 4 и 5 уровня сложности. Данные задания раздает учитель. Рекомендуется использовать на обобщающих занятиях. Преподаватель должен до начала урока продумать задания, которые он будет раздавать учащимся. Так как посмотреть задания во время раздачи нельзя! При загрузке проверочной работы на РМУ появляется окно:

На рабочем столе преподавателя тоже появится окно:

Учитель должен отметить, какие задания будут открываться на РМУ. Быстрее это сделать, используя кнопки «Случайные 4», «Случайные 5», «Разные 4» и «Разные 5». Потом можно заменить автоматический выбор компьютера на свой для отдельных учащихся.

Надо подождать, чтобы все учащиеся загрузили проверочную работу и подключились к раздаче. После закрытия этого окна учащиеся получают практическое задание. Если учащийся опоздал, раздачу можно сделать и для одного ученика.

Практические задания раздаются со всеми учебными материалами, необходимыми для их выполнения: инструкции, тексты заданий, необходимые файлы, шаблоны (скелеты) программ и демонстрации готовых заданий, если это необходимо.

Обеспечение самостоятельности при выполнении проверочной работы

Для исключения списывания создаются проверочные и контрольные работы с бесконечным количеством вариантов. У каждого учащегося свой вариант, так как компьютер моделирует задания проверочных работ во время вызова программы на РМУ. Суть метода очень проста: программируется текст условия задачи с использованием переменных и случайных чисел в указанных диапазонах. Переменные располагаются в тексте условия задачи в нужных местах, и после загрузки условия, вместо переменных появляются числовые, символьные или графические объекты. Таким образом, создав один «скелет» условия задачи, получаем на выходе задачу, в которой при каждой новой загрузке программы получается новое условие с другим вариантом решения. Конечно, и ответы тоже по введенным формулам автоматически подсчитывает  компьютер. И эти задачи делает не программист, а простой учитель, работая в соответствующем редакторе на уровне пользователя. В тех же случаях, когда нельзя запрограммировать условие задачи, используется случайный выбор из большой базы однотипных задач.

Пример создания задачи по физике с бесконечным количеством вариантов.

Это окно редактора проверочных работ. В тексте условия задачи две символьные переменные &01, &02 и четыре числовых: |01, |02, |03, |04. Переменные позволяют менять текст задачи при ее выводе на экран, так как используется функция случайного числа.

Какое количество бензина надо сжечь,
чтобы превратить алюминиевую проволоку   диаметром 0.23 мм,
длиной 58 м в жидкое состояние,
если только 25% идет на нагревание и плавление.
Начальная температура 26 °С.
Какое количество бензина надо сжечь,
чтобы превратить алюминиевую проволоку   диаметром 1.18 мм,
длиной 51 м в жидкое состояние,
если только 26% идет на нагревание и плавление.
Начальная температура 15 °С.
Вариант 1, меняются только числа
Какое количество спирта надо сжечь,
чтобы превратить медную проволоку диаметром 0.65 мм,
длиной 33 м в жидкое состояние,
если только 27% идет на нагревание и плавление.
Начальная температура 25 °С.
Какое количество керосина надо сжечь,
чтобы превратить серебряную проволоку диаметром 1.67 мм,
длиной 58 м в жидкое состояние,
если только 30% идет на нагревание и плавление.
Начальная температура 21 °С.
Вариант 2, меняются числа и вещество Вариант 3, меняются числа и вещество

В данной задаче получается 4 860 000 вариантов. Угадывание и списывание здесь уже не проходят. Всего же в данной задаче 14 числовых переменных, 10 из которых предназначены для получения четырех ответов: масса проволоки, Q нагревания, Q плавления и масса топлива.

Важным элементом является проверка введенных учеником формул. Бывают формулы с большим количеством величин, например, третий закон Кеплера:

image008

Вариантов этой формулы  может быть несколько из-за перестановки величин местами.  Поэтому алгоритм проверки формулы работает следующим образом: сначала проверяется эталонный вариант с введенной формулой, если они не совпали, тогда формула разбивается на величины, в них подставляются необходимые числовые значения, и если в результате вычисления по формуле ученика ответ совпал с компьютерным вариантом числового ответа, то формула правильная. Тем самым нет необходимости создания констант с огромным количеством вариантов исходной формулы.

При вводе текстового ответа с клавиатуры происходит сравнение введенной фразы с эталонной, которую ввел преподаватель при создании проверочного задания. При этом предусматривается как один, так и несколько вариантов ответа на вопрос. Например, в этом примере проверочного задания предусмотрены четыре варианта ответа:

Оператив` памят`

Оператив`

Внутр` памят`

Модул` оператив` памят`

Символ «`» в конце слова означает «отбросить окончание».  Разработчик проверочного задания должен хорошо продумать и добавить, это если это возможно, несколько вариантов ответа на вопрос, для того чтобы правильно оценить ответ тестируемого. Для проверки определений, кроме применения символа «`» –  «отбросить окончание», необходимо применять два таких символа «` `», записанных через пробел, что означает «не  учитывать все, что расположено между ними». Еще при неправильном положении слов в предложении выдается сообщение о перемещении слова в нужное место. Все это позволяет проводить проверку сложных текстовых ответов.

Кроме ввода ответа с клавиатуры предусмотрены следующие типы проверочных заданий:

Заполнить/расставить пропуски в тексте. Предусмотрено три варианта ввода ответа на эти тесты: ввод с клавиатуры, выбор из списка и расстановка слов мышью. На картинке пример расстановки слов мышью.

Выбор из списка с помощью двойного щелчка мыши предусматривает несколько попыток на ответ и дублирование ответов. Это позволяет во время прохождения теста активизировать познавательную деятельность тестируемого и рекомендуется использовать в обучающих тестах или на первых уроках нового раздела.

Выбор из списка с помощью кнопки предусматривает только одну попытку на ответ. Данный вариант заданий нужно чаще использовать, особенно на заключительных этапах проверки знаний.

Установить соответствие можно следующими действиями: двойной щелчок мыши, кнопка или перетаскивание мышью.

Сопоставление – соотнесение фрагментов текста и картинки.

Перетаскивание фрагментов текста мышкой на нужные позиции.

Перетаскивания мышкой. Тип задания последовательности. Содержит правильные и ложные ответы.

Перетаскивания мышкой. Тип задания последовательности. Содержит только правильные ответы.


Сопоставление – текста и картинок.

Сопоставление – распределите по группам текстовые ответы .

Сопоставление – распределите по группам картинки.

Тест –  важный инструмент проверки знаний. Он требует правильных ответов на все вопросы из списка путем нажатия на «Да», «Нет», «Сомневаюсь». Если ответ не совпадает с заложенным в тесте, то баллы вычитаются. Если выбирается значок “Сомневаюсь”, баллы не прибавляются и не отнимаются.

Графический тест (указать местоположение на изображении). Использую в двух вариантах: 1) просто показать требуемый объект, 2)  написать, что увидел на изображении, и показать место его расположения на экране.

Примеры первого варианта:

Grag5 Graf1 Пример второго варианта:

Grag3 Grag4Использование обучающего тренинга по решению типовых задач

Компьютер моделирует типовую задачу, предлагает ее решить. Если учащийся испытывает затруднения при решении задачи, демонстрируется подробный анализ решения с выводом формул, подстановкой числовых значения в них и правильный ответ. Учащийся прорабатывает решение в своей тетради.  Затем задания обновляются, числовые значения также меняются и решение идет повторно, пока ученик не получит правильный ответ. Такой тренинг позволяет в большинстве случаев добиваться необходимых навыков по решению задач по теме урока.

Так выглядит решение задачи:

Tren1Этот метод применяется и при компьютерном моделировании:

Kepler1Кроме своих моделей, примеры которых находятся в разделе «Скачать», использую готовые обучающие модели и тренажеры из ЕКЦОР России.

Скрытое обучение

Ученик имеет возможность выполнить повторно проверочную работу, если отметка его не удовлетворяет. Возможны три попытки для выполнения проверочных работ и две попытки для контрольных работ. При каждой новой попытке учащийся получает новые задания, так как компьютер отслеживает, какие задания он уже выполнил, и каждый раз дает новые. При этом происходит «скрытое» обучение. При просмотре отчета проверочной работы учащийся пытается разобраться в своих ошибках, сверяясь с правильными решениями, ответами. Тем самым он обучается самостоятельно. Три попытки – в три раза больше знаний! Создается ситуация ненавязанного обучения с запоминанием информации. Причем те учащиеся, которым не безразлична полученная отметка, всегда приходят и выполняют повторную попытку и обычно добиваются лучшего результата.

 Применение этого метода в нашей школе на протяжении многих лет свидетельствует о следующем:

  1. Повышается интерес к учебе.
  2. Учащийся овладевает большѝм объемом знаний.
  3. Развивается  самостоятельность и исключается списывание.
  4. Повышается качество знаний и средний балл.

Ваши впечатления об этом уроке или занятии

Использую компьютерную рефлексию, которая оценивает психологическое состояние учащегося после урока и чему научился на уроке.
Рефлексия с выбором картинки,  при которой  количество изображений, их содержание и подписи к ним можно менять в редакторе проверочных работ при подготовке к конкретному уроку.
Ref1
Рефлексия с выбором слов  разбита на три подвида: «Настроение», «Лист опроса»«Марафон». Для этих типов рефлексии редактирование не предусмотрено.
Рефлексия «Настроение»Ref2Рефлексия «Лист опроса»
Ref3Рефлексия «Марафон»
Ref4
Рефлексия деятельности. Модуль рефлексии содержит вопросы с учетом специфики данного урока. Рефлексию деятельности можно редактировать под конкретный урок в редакторе проверочных работ.
Ref5

Учителю, использующему этот инструмент, компьютерный анализ рефлексии помогает более детально изучать психологический портрет класса и каждого ученика, своевременно корректировать свою работу.

Электронный журнал с рейтинговой шкалой класса.

В электронный журнал отметки заносятся автоматически после выполнения проверочной или контрольной работы.

После выполнения проверочной работы учащийся смотрит текущую успеваемость и свой рейтинг в классе. Кнопка «Обновить» нажимается для просмотра отметок учащихся, выполнивших проверочную работу. В случае, когда учащийся хочет повысить свой балл, с электронного журнала можно сразу перейти на страницы этапов урока  «Обучение», «Проверка знаний» и «Рефлексия», предварительно выбрав  необходимый урок и нажав кнопку перехода.

Электронный журнал с динамическим обновлением результатов учебной деятельности учащихся стимулирует процесс обучения, учащийся сразу на уроке видит, какая у него будет отметка за четверть или полугодие, а также свой рейтинг в классе. В свою очередь, учитель имеет в электронном журнале всю необходимую информацию: отметки учащихся, выставленные компьютером; промежуточную и итоговую аттестацию; рейтинг учащихся; анализ компьютерной рефлексии и учебной деятельности; электронные варианты календарно-тематического планирования и поурочных планов уроков; архив учебной деятельности за прошлые годы. При выполнении контрольной работы подробный отчет ее выполнения и файлы практических работ автоматически архивируются и пересылаются в базу данных для последующего хранения в течение учебного года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *