Интернет — мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз, особенно для детей и молодежи. Агрессия, мошенничество, психологическое давление — опасности, которые могут поджидать в глобальной сети каждый день. В 6-м классе вы познакомились с сетевым этикетом при работе с электронной почтой, узнали, какие меры безопасности необходимо соблюдать, пользуясь электронным почтовым ящиком. Работая с различными облачными сервисами или общаясь по сети, нужно соблюдать такие же правила, как и при работе с электронной почтой. Обезличенность при общении в Интернете заставляет пользователей забывать, что они имеют дело не с машиной, а с реальными людьми. Правила сетевого этикета помогают достичь взаимопонимания и обеспечивают безопасность общения. Основные из них:
Неосмотрительность и халатный подход к обеспечению безопасности в Интернете могут дать возможность преступникам совершить противоправные действия. Сначала преступник получает несанкционированный доступ к учетным записям в социальных сетях, к электронному почтовому ящику, к аккаунтам и др. Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись и осуществляет рассылку контактам владельца взломанной учетной записи сообщения мошеннического характера. Рекомендации, которые помогут снизить вероятность совершения противоправных действий в Интернете: Для выхода в сеть Интернет используйте устройства, на которых установлены и постоянно обновляются антивирусные программы. При посещении известных сайтов обращайте внимание на их внешний вид: возможно, это поддельная копия. Вводите личную информацию только на веб-сайтах, которые работают с использованием защищенных протоколов (в браузере рядом с адресом такого сайта отображается значок замка). Не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах. Не используйте легкие пароли (даты рождения, номера телефонов и т. д.). Остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель; не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях. При поступлении сообщений от знакомых, содержащих просьбы о финансовых операциях или о передаче финансовых реквизитов, обязательно проверяйте данную информацию по другим каналам связи (личная встреча, телефонный звонок, голосовая связь). Постарайтесь установить личность собеседника с помощью контрольных вопросов, ответы на которые могут быть известны только вам двоим. Законодательством Республики Беларусь определена мера ответственности за следующие преступления в сети Интернет:
|
В Интернете часто используют специальные слова (сленг). Флейм (англ. flame — пламя) — неожиданно возникшее активное обсуждение, при развитии которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Флуд (англ. flood — наводнение) — сообщения, не несущие никакой полезной информации. Флуд может распространяться с целью троллинга, т. е. из желания кому-либо досадить. Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу работы сервиса (DDoS-атака). Спам (англ. spam) — сообщения, присылаемые от неизвестных людей или организаций без разрешения. Часто термин спам употребляется в значении почтовый спам — рассылка электронных писем, содержащих рекламу. Оффтоп (англ. off topic — вне темы) — сетевое сообщение, не имеющее отношения к заранее установленной теме общения. Наиболее неодобряемой формой оффтопа являются рекламные сообщения. Хотлинк (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сер-вера. Этот прием используется недобросовестными веб-мастерами. При этом расходуются чужие ресурсы и трафик. Оверквотинг (англ. overquoting) — избыточное цитирование.2. Для обозначения противоправных действий в Интернете: Фишинг (англ. phishing — password + + fishing — выуживание паролей) — вид мошенничества с целью получения доступа к логинам и паролям пользователей. Киберсквоттинг (англ. cybersquat-ting) — регистрация доменных имен, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования. Брутфорс (от англ. brute force — полный перебор) — метод атаки или взлома путем перебора всех возможных вариантов пароля. Кардинг (от англ. carding) — вид мошенничества с использованием чу-жой платежной карты или ее рекви-зитов. Кликджекинг (англ. clickjacking) — механизм обмана пользователей Ин-тернета, позволяющий узнать контак-ты посетителей сайта еще до того, как они сами разместили их на сайте. Руткит (англ. rootkit) — программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе. Фарминг (англ. pharming) — скрытое перенаправление на ложный IP-адрес. Примеры мошенничества в Интернете: 1. Производится вирусная атака на компьютерные устройства, блокируется браузер или операционная система, а на экране монитора появляется требование оплатить крупный штраф. 2. На электронный почтовый ящик приходит письмо, которое обещает: после покупки обучающего курса можно уже завтра начинать зарабатывать огромные деньги. Помните, что ни-кто не будет рассказывать совершенно незнакомым людям, как заработать огромные деньги, мошенники просто зарабатывают деньги на продаже этих обучающих курсов.
Анализ 3 млн созданных людьми восьмизначных паролей показал, что буква «e» была использована в паролях 1,5 млн раз, в то время как буква «f» — только 250 000 раз. Ресурс для проверки уникальности пароля: https://exploit.in/passcheck |
1. Почему нужно соблюдать правила этикета при общении в сети Интернет? 2. Какие правила сетевого этикета не соблюдаются в приведенных ниже сообщениях?
3. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обезопасить свои учетные записи от действий мошенников? 4. Каким должен быть безопасный пароль? 5. Какие действия в сети Интернет определены законодательством Республики Беларусь как противоправные?
Упражнения
1. Приведите примеры, когда соблюдаются и не соблюдаются правила сетевого этикета. Сделайте вывод.
2. Выберите из таблицы небезопасные пароли.
Создайте текстовый документ, содержащий пояснение вашего выбора для каждого пароля.
3. Подготовьте презентацию на тему «Сетевой этикет».
4. С помощью сервиса Google Формы создайте анкету на тему «Безопасность в сети Интернет».