§27 Моделирование в задачах проектирования строений

27.1. Постановка задачи (этап 1)

Задача. Для представления заказчику проекта дачного домика требуется создать компьютерный объемный макет будущего строения (пример 27.1).

Строение имеет внешние размеры 6  ×  6 м, высота стен составляет 3 м. Вокруг строения находится отмостка шириной 1 м и толщиной 0,1 м.

Двускатная крыша имеет высоту конька 5,7 м от земли, свес кровли — 0,5 м, подшивка свеса крыши имеет
толщину 0,1 м.

Особенности устройства крыльца, окон, входной двери и материалы будут подобраны в процессе создания модели.

27.2. Выбор плана создания модели (этап 2)

Для создания компьютерного объемного макета будущего строения будем использовать 3D-редактор Google SketchUp.

План создания модели включает только этап 3 — создание компьютерной модели с помощью 3D-редактора.

27.3. Создание компьютерной модели (этап 3б)

Запускаем 3D-редактор Google SketchUp и изобразим сначала земельный участок в форме квадрата 20 × 20 м (пример 27.2).

Строим основание дома (6 × 6 м) и отмостку (шириной 1 м) одновременно.

Следовательно, по такой же схеме выводим примерно на середину участка еще один квадрат размерами 8 × 8 м.

Основание строения поднимаем на толщину отмостки 0,1 м. Для этого выбираем инструмент Тяни/Толкай, щелкаем по квадрату основания и перемещаем указатель вверх. Затем вводим с клавиатуры толщину отмостки «0,1» и нажимаем клавишу Enter клавиатуры (пример 27.3).
Далее поднимаем стены. Для этого щелкаем по квадрату основания и нажимаем клавишу Ctrl клавиатуры, чтобы отделить слой отмостки. Около указателя мыши появляется знак «плюс» режима наращивания. Перемещаем указатель вверх. Затем вводим с клавиатуры высоту стен «3» и нажимаем клавишу Enter клавиатуры. Опять нажимаем клавишу Ctrl клавиатуры, чтобы выключить режим наращивания (пример 27.4).
Сдвигаем стены внутрь дома на 1 м и таким способом отделяем отмостку от стен. Для этого щелкаем по одной стене, сдвигаем указатель мыши внутрь дома. Затем вводим с клавиатуры ширину отмостки «1» и нажимаем клавишу Enter клавиатуры. Последовательно сдвигаем внутрь дома все стены (пример 27.5). Надстраиваем на доме технологический слой подшивки свеса крыши толщиной 0,1 м.
Устанавливаем указатель мыши на верхний квадрат дома. Щелкаем мышью и нажимаем клавишу Ctrl клавиатуры, чтобы включить режим наращивания. Перемещаем указатель вверх. Затем вводим с клавиатуры толщину подшивки «0,1», нажимаем клавишу Enter. Опять нажимаем клавишу Ctrl клавиатуры для выключения режима наращивания. Уже известным приемом выдвигаем слой подшивки по горизонтали наружу на величину свеса 0,5 м (поочередно, во все стороны, пример 27.6).
Строим крышу. Для этого выбираем инструмент Линия и проводим линию посередине верхнего квадрата параллельно красной оси.

 

Выбираем инструмент Переместить, щелчком устанавливаем его на новую линию и перемещаем указатель вверх. Затем вводим с клавиатуры рассчитанную высоту крыши «2,5» и нажимаем клавишу Enter (пример 27.7).

На передней стене у левого угла установим крыльцо основанием 1  (  3 м и высотой 0,5 м (пример 27.8). Для этого от угла здания выкладываем на отмостку прямоугольник размером 1  (  3 м, вытягиваем его вверх на 0,5 м. Инструментом Линия на верхней грани линиями отделяем две ступени, которые потом аккуратно вдавливаем вниз.

Прямоугольниками отмечаем на передней стене дверь на крыльце и правее два окна по своему вкусу. Прямоугольники двери и окон вдавливаем в здание на 0,15 м (пример 27.9). На остальных стенах устанавливаем окна по своему вкусу.

Инструментом Заливка придаем всем граням вид материалов (пример 27.10). Не забываем про светопроницаемые материалы для окон.

27.4. Исследование модели и получение решения (этапы 4 и 5)

Адекватность модели проектируемому строению определяется соблюдением размеров и применяемых материалов.

Решением задачи является демонстрация модели заказчику.

Создание объемных 3D-моделей строящихся и проектируемых строений и сооружений — одно из основных предназначений изучаемого нами 3D-редактора Google SketchUp. Его возможности позволяют создавать модели очень сложных строений и сооружений.

Пример 27.1. Карандашный эскиз строения, выполненный художникомдизайнером.

Домик будет размещаться на участке размерами 20  ×  20 м.

Пример 27.2. Выбираем инструмент Прямоугольник, щелчком устанавливаем угол прямоугольника в начало координат области рисования и сдвигаем указатель мыши вправо. Затем вводим с клавиатуры размеры «20;20» и нажимаем клавишу Enter клавиатуры.

Пример 27.3. Основание поднято на высоту отмостки.

Пример 27.4. Построены стены.

Пример 27.5. Две стены сдвинуты внутрь дома.

Пример 27.6. Слой подшивки выдвинут наружу на 0,5 м.

3-D-редактор Google SketchUp позволяет строить красочные и естественные на вид объекты, которые можно рассмотреть со всех сторон и во всех подробностях. Любители создают библиотеки таких 3D-моделей.

Пример 27.7. Крыша, построенная инструментом  Переместить.

Пример 27.8. Крыльцо с тремя ступенями.

Пример 27.9. Дверь и окна.

Пример 27.10. Материалы.

Упражнения

1.  В модель домика добавить дверной косяк и оконные рамы.

2.  На участке около домика расположить дорожки, площадки и клумбы.

3.  Вокруг участка построить забор.