§ 2. Национальные информационные ресурсы

В настоящее время информационные ресурсы приравниваются к традиционным (материальным, природным и т. д.). Рост количества информационных ресурсов способствует успешному переходу страны к развитому информационному обществу, а обладание сведениями о них является залогом успеха.

Каждый год у нас в стране выходит каталог «Информационные ресурсы и системы Беларуси», который постоянно пополняется. Перечислим некоторые из ресурсов каталога:

  1. Официальный сайт Республики Беларусь.
  2. Красная книга Республики Беларусь (биоинформационная система).
  3. Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь (нормативно-правовые документы).
  4. Детский правовой сайт (с игровой и информационной составляющей).
  5. Электронный каталог Национальной библиотеки Республики Беларусь.
  6. Gismeteo (текущая погода и точный прогноз).
  7. Музеи Беларуси.
  8. Поисково-информационная картографическая служба Яндекса (поиск по карте, информация о пробках, прокладывание маршрутов, панорамы улиц городов).
  9. Яндекс Транспорт — мобильное приложение, содержащее данные общественного транспорта более 80 городов. Покажет, как доехать до пункта назначения, где ближайшая остановка, какой автобус довезет до нужного места и где он сейчас едет; сообщит, когда пора готовиться к выходу.

(Рассмотрите пример 2.1.)

Информационные образовательные ресурсы — учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии.
Термин информационные образовательные ресурсы был впервые введен в 2002 г. на Форуме ЮНЕСКО.

Информационные образовательные ресурсы включают:

  • полные учебные курсы;
  • учебные материалы;
  • модули;
  • учебные пособия;
  • тесты;
  • программное обеспечение и любые другие инструменты или материалы, предоставляющие доступ к знаниям.

В Интернете размещено огромное количество информационных образовательных ресурсов. Доступ к ним обеспечивает пользователей основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнения заданий учителя и самостоятельного обучения.

Приведем примеры образовательных ресурсов:

  1. Национальный институт образования — дистанционное обучение (файлы к примерам и упражнениям учебных пособий и другие учебные материалы).
  2. ЮНИ-центр-XXI (научно-исследовательский и методический центр преподавателей и учащихся на базе БГУ).
  3. Белорусская ассоциация «Конкурс» (интеллектуальные игрыконкурсы по предметам).
  4. «Наука — детям» (эксперименты, задания, интеллектуальные игры).
  5. Энциклопедия «Хочу все знать» (интересные факты из различных предметных областей).
  6. Свободная энциклопедия «Википедия» (энциклопедия, которую может редактировать каждый).

(Рассмотрите пример 2.2.)

Наиболее полной универсальной коллекцией национальных и зарубежных документов в нашей стране располагает Национальная библиотека Беларуси. Библиотека формирует национальные электронные информационные ресурсы, предоставляет пользователям доступ к мировым электронным информационным ресурсам ведущих производителей.

Пример 2.1. Национальные информационные ресурсы.

1. http://www.belarus.by

2. https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-belorussii/

3. https://edu.gov.by

4. https://mir.pravo.by

5. https://e-catalog.nlb.by

6. https://www.gismeteo.by

7. http://museum.by

8. https://yandex.by/maps

9. https://mobile.yandex.ru/apps/android/transport

Пример 2.2. Образовательные ресурсы.

1. https://e-vedy.adu.by

2. http://www.uni.bsu.by

3. https://www.bakonkurs.by

4. http://virtuallab.by

5. http://ya-uznayu.ru

6. https://ru.wikipedia.org/wiki1

 

1. Какое  доменное  имя  указывает  на  принадлежность  информационных  ресурсов  нашей  стране?
2. Какой  информационный  ресурс  позволит  увидеть  карту  вашего  населенного пункта?
3. В каком случае информационные ресурсы могут считаться образовательными?
4. Какие  образовательные  ресурсы  вы  использовали  ранее?

Упражнения

1. На официальном сайте Республики Беларусь в разделе «География» найдите информацию о количестве населения региона, в котором живете. Запишите найденную информацию  в  тетрадь.

2. В  биоинформационной  системе  «Красная  книга  Республики  Беларусь»  найдите информацию  о  журавлеобразных  птицах.  Выпишите  названия  птиц  в  тетрадь.

3. На  детском  правовом  сайте  из  раздела  «Вопросы  и  ответы»  скопируйте  информацию  в  текстовый  файл.  Файл  сохраните  в  папку,  указанную  учителем.
4. Откройте поисково-информационную картографическую службу Яндекса. Выполните  следующие  задания:

  1. В строке «Поиск мест и адресов» введите «Минск, площадь Победы».
  2. Нажмите на фото площади под строкой поиска. Откроется 3D-панорама.
  3. С помощью направляющих стрелок «пройдите по кругу».
  4. Найдите ближайший к вашему месту жительства город и «побродите» по его улицам.

5. Зарегистрируйтесь на портале дистанционного обучения Национального института  образования  (http://e-vedy.adu.by).  Перейдите  в  раздел  «Электронное  обучение»  →  «Электронные  образовательные  ресурсы»  →  «Информатика.  9  класс».  Сохраните файлы  раздела  в  папку,  указанную  учителем.

6. Откройте  энциклопедию  «Хочу  все  знать».  Перейдите  в  раздел  «Занимательные факты».  Найдите  ответ  на  вопрос  «Почему  бензин  нельзя  тушить  водой?».