§18 Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей

18.1. Решение расчетных задач

Табличные вычисления востребованы в различных сферах повседневной жизни. Инструментарий электронных таблиц позволяет решать многие задачи в области технических и естественных наук, обрабатывать большие массивы данных. Рассмотрим некоторые из таких задач.

Пример 18.1. Создайте таблицу для перевода измерений роста учащихся из сантиметров в дюймы, аршины, вершки, футы. Определите для всех видов измерений: средний рост учащихся в классе, максимальный и минимальный рост.

  1. Создайте таблицу. В 7 ячейках первой строки разместите заголовок. В строках 3—6 введите данные о мерах длины.
  2. Введите данные о росте учащихся вашего класса в сантиметрах.
  3. Добавьте в таблицу столбцы с формулами для перевода сантиметров в дюймы, аршины, вершки и футы. Используя соответствующие функции, подсчитайте средний рост учащихся в классе, их максимальный и минимальный рост.
  4. Примените форматирование к ячейкам таблицы и данным в них. Используйте цветовые стили.

Пример 18.2. Создайте таблицу для расчета необходимого количества составляющих для приготовления различных растворов определенной концентрации.

1. Создайте таблицу. В строки 1—3 введите заголовок и данные о концентрации растворов и количестве веществ (в молях).

2. Введите данные о веществах (название, химическая формула, молярная масса).

3. Добавьте в таблицу столбцы для вычислений (масса вещества, масса раствора, масса воды). Введите соответствующие формулы:

масса вещества = молярная масса • количество вещества;

​\( масса раствора = \frac{масса вещества}{доля вещества}. \)

4. Используя соответствующие функции, найдите массу самого тяжелого и самого легкого вещества.

5. Примените форматирование к ячейкам таблицы и данным в них. Используйте цветовые стили. Для имических формул используйте шрифт BatangChe (RGB:192/0/0; полужирный).

18.2. Ввод прогрессий

При вводе последовательностей можно растягивать диапазон, удерживая нажатой правую кнопку мыши. В этом случае из контекстного меню можно выбрать способ формирования последовательности (пример 18.3). Контекстное меню появляется сразу, как только закончили растягивать диапазон.

Если выбрать линейное приближение, то последовательность формируется на основе арифметической прогрессии, а если экспоненциальное — то на основе геометрической. Для формирования других типов последовательностей нужно выбрать Прогрессия.

В примере 18.4 показано, как ввести последовательность чисел, используя выбор типа последовательности.

Можно создавать свои списки, перечисляя их элементы. Для этого нужно выполнить команду ФайлПараметрыДополнительно, раздел Общие, кнопка Изменить списки.

Далее создать или отредактировать список:

18.3. Аналитическая графика

Пример 18.5. Построить график функции y = x2 + 3x – 5 на промежутке [–9; 9].

  1. Создайте таблицу значений функции. Шаг изменения аргумента равен 1.
  2. Для построения диаграммы выделите диапазон: A4:B21. Тип диаграммы — Точечная, вид можно выбрать из двух: или .
  3. Введите подписи осей X и Y.
    Пр и м е ч а н и е. Подписи осей вписаны в надписи, которые являются объектами. Их можно перемещать в области диаграмм.
  4. Поместите легенду вверху диаграммы.
  5. Уберите линии сетки и закрасьте фон области построения диаграммы.
  6. Изменяя начальные значения x0 и шага, постройте график вблизи точки пересечения графика функции и оси ОХ. При наведении указателя мыши на точку пересечения с осью появляется значение.

Примечание. Если требуется большая точность, то можно еще уменьшить шаг.

Пример 18.6. Используя данные таблицы «Медальный зачет», выполните:

1.  Расчет общего количества медалей для каждой страны и общего количества разыгранных медалей. Примените форматирование к ячейкам с результатом вычислений.

2.  Построение линейчатой диаграммы распределения золотых медалей в десятке лидеров. Настройки диаграммы: подписи данных — снаружи; направление текста в надписи у вертикальной оси — повернуть на 270°; в параметрах горизонтальной оси значение максимума равно 14.

3.  Расчет количества очков, набранных командами каждой страны. Для этого вставьте после заголовка таблицы строки и введите в них данные об очках, начисляемых за медали. В столбце F введите формулы, позволяющие рассчитать количество очков для каждой страны. Примените оформление в соответствии с образцом.

4.  Построение круговой (кольцевой) диаграммы по данным об очках, набранных каждой страной. Настройки диаграммы:

  • стиль диаграммы — 7;
  • легенда справа (откорректируйте ее положение и размер до полного отображения данных);
  • в параметрах ряда данных значение диаметра отверстия равно 50 %.

18.4. Распределение данных и организация поиска

Пример 18.7. Используя данные таблицы «Глубочайшие пещеры мира», выполните:

1.  Сортировку:

  • по глубине в порядке убывания;
  • по длине в порядке возрастания.

2.  Сортировку по столбцу «Страна» в алфавитном порядке.

3.  С помощью фильтра найдите:

  • пещеры, глубина которых меньше 1200 м;
  • пещеры, которые расположены в Мексике;
  • пещеры, глубина которых не менее 1340 м и не более 1350 м.

Пр и м е ч а н и е. Перед выполнением каждой сортировки или применением нового фильтра создайте копию листа, на котором расположена исходная таблица.

Пример 18.8. С помощью фильтра из таблицы «Прайс-лист» выберите товар, соответствующий запросу.

1. Ноутбук, розничная цена <1000 р., не под заказ.

2.  Жесткий диск или твердотельный накопитель, розничная цена от 150 до 200 р.

3.  Мышь и клавиатура, цвет белый, не беспроводная.

Пример 18.1. Создание таблицы измерений роста.
Пример 18.2. Создание таблицы «Растворы».Пример 18.3. Выбор вида последовательности:

Пример 18.4. Ввести последовательность из 10 чисел в первый столбец электронной таблицы. Первое число 1, а каждое следующее в 3 раза больше предыдущего:

  1. Ввести число 1 в ячейку А1.
  2. Ввести число 3 в ячейку А2.
  3. Выделить диапазон А1:А2.
  4. Используя маркер заполнения, растягивать диапазон, удерживая нажатой правую кнопку мыши.
  5. Закончить растяжку диапазона в 10-й строке. Из контекстного меню выбрать экспоненциальное приближение.

Пример 18.5. Построение графика
функции y = x2 +3x – 5. Таблица значений и график функции:

Определение корня при x0 = –4,25 и
шаге 0,01 (корень ≈ –4,19).

Пример 18.6. Вычисления в таблице «Медальный зачет зимних Олимпийских игр — 2018».

Пример 18.7. Сортировка и применение фильтра в таблице «Глубочайшие пещеры мира».

Пример 18.8. Применение фильтра
в таблице «Прайс-лист».

1.  В каких сферах деятельности человека могут быть использованы вычислительные возможности электронных таблиц?
2.  Как с помощью диаграммы типа Точечная можно найти корень уравнения?
3.  Почему применение сортировки и фильтрации к данным электронных таблиц
увеличивает эффективность поиска информации?

Упражнения

1.   Выполните сортировку данных в таблице из примера 18.1 по убыванию роста.

2.  Для примера 18.2 выполните перечисленные задания.

1.  Добавьте в таблицу данные о других веществах. Выполните для этих веществ расчет масс вещества, раствора и воды.
2.  Измените концентрацию веществ. Как это влияет на результаты расчетов?

3.   Используя возможности ввода геометрической прогрессии, получите таблицу умножения.

4. Найдите второй корень уравнения из примера 18.5.

5.   Постройте по данным таблицы из примера 18.6 гистограмму по количеству золотых медалей, завоеванных представителями всех стран.

6.  Произведите поиск в таблице из примера 18.8 флеш-накопителя марки KINGSTON на 64 GB.

7.  Постройте графики функций.

1.  у = 0,3х2+ 3х – 5 на промежутке [–3; 3].
2. у = |3х – 4| – 5 на промежутке [–6; 6].
3.  у = х sin х на промежутке [–10; 10].

8. Графически найдите корни уравнений.

1.  х2 + х + 6 = 0.
2. х3 + х2 – 6х – 3 = 0.

9. Постройте в одной системе координат графики двух функций. Найдите точки пересечения графиков.

1. у = 0,3х2 + 3х – 5 и у = –5х2 – 2х + 10 на промежутке [–7; 7].
2. у = |0,3х – 2| и у = cos х на промежутке [0; 10].
3. \( y=3+\sqrt{|5x+2|} \) и у = 0,5х2 + 2х – 8 на промежутке [–10; 7].

10. Графически решите уравнение \( y=\sqrt{|x-3|} \).