2.1 Структура проекта
При создании оконного приложения работают с проектом, состоящим из нескольких файлов. В разных средах программирования проект может состоять из различного количества файлов. Обязательными файлами являются следующие:
- файл формы (1), содержащий описание внешнего вида окна приложения;
- файл программного модуля (2), содержащий описание функций-обработчиков для объектов на форме;
- файл проекта (3), позволяющий связать структурные элементы проекта между собой.
(Рассмотрите пример 2.1.)
Файлы одного проекта обычно хранятся внутри отдельной папки. При компиляции приложения создается файл с расширением .exe и именем, совпадающим с именем проекта. Этот файл запускает работающее приложение без загрузки среды программирования. (Как скомпилировать приложение, чтобы файл с расширением .exe не удалялся после закрытия окна, см. в Приложении, с. 102).
Для создания проекта в среде PascalABC.Net нужно выполнить команды Файл • Новый проект • Приложение Windows Form (пример 2.2).
При создании проекта файлы сохраняются автоматически (пример 2.3).
2.2 Интерфейс среды программирования
Полное окно среды программирования PascalABC.Net при создании приложений Windows Form можно посмотреть в Приложении (с. 102).
Рассмотрим основные элементы.
Основное меню и панель быстрого доступа (пример 2.4) содержат команды для управления проектом: сохранение, загрузка, выполнение и др.
Форма (пример 2.5) служит для визуального отображения окна приложения. Во время проектирования приложения на форме отображается точечная сетка, позволяющая выравнивать помещаемые на форму компоненты.
Инспектор объектов (пример 2.6) отображает свойства (или события) выбранного объекта.
В левом столбце вкладки Свойства перечислены все свойства объекта, которыми пользователь может управлять при проектировании приложения. В правом столбце указаны значения свойств, которые могут выбираться из списка или вводиться с клавиатуры.
Вкладка События содержит список событий для объекта. Для каждого события может быть определен свой обработчик. Если обработчик для события определен, напротив события будет прописано имя процедуры (функции) обработчика.
В нижней части инспектора объектов размещено описание выбранного свойства или обработчика событий.
Палитра компонентов (пример 2.7) содержит список визуальных компонентов, объединенных в группы. Раскрытие группы происходит по щелчку с названием группы.
2.3. Работа с формой
Форма является объектом и служит для визуального отображения окна приложения. Как любой объект, форма обладает свойствами (пример 2.8).
Свойство |
Назначение |
Text |
Заголовок формы отображается в строке заголовка окна при запуске приложения. По умолчанию — Form1 |
BackColor |
Цвет формы. Может быть выбран один из стандартных (перечислены в списке) или задан вручную тремя числами, соответствующими RGB |
Size |
Высота и ширина формы. Можно указать два числа через «;» или развернуть свойство, нажав значок , и получить возможность ввода значений Width и Height
|
Location |
Горизонтальная и вертикальная координаты положения верхнего левого угла окна формы на экране. Можно указать два числа через «;» или развернуть свойство, нажав значок , и получить возможность ввода значений X и Y
|
(Name) |
Имя (внутреннее) формы. Используется в программном коде для обращения к объекту. Является идентификатором |
Для создания обработчика событий формы нужно в инспекторе объектов перейти на вкладку События (), выбрать событие. Процедура генерируется автоматически при двойном клике мышью в пустой строке напротив выбранного события. После этого среда переключается на страницу, на которой пишется код (пример 2.9).
Имя процедуры-обработчика состоит из названия компонента, над которым происходит событие, и названия события (Form_Click).
Для каждого объекта определен обработчик по умолчанию, который создается при двойном клике по объекту. Для формы таким обработчиком будет Form1_Load — событие, которое происходит при загрузке формы.
Для переключения между окном программного кода и конструктором дизайна формы можно использовать вкладки Дизайнер и Код в верхней части окна приложения: .
При создании процедур-обработчиков свойства объектов можно изменять программно. Для этого нужно обратиться к свойству по его имени и присвоить новое значение. Например, для изменения цвета формы нужно записать следующую команду:
BackColor := Color.Red;
Система Pascal позволяет упростить ввод сложных имен в код программы. После того как вы наберете часть сложного имени, на экране появится список со всеми свойствами и методами, которые относятся к этому объекту (пример 2.10).
Пример 2.9. Создание обработчика события Click (клик левой клавишей мыши) для формы.
Пример 2.11. Создать обработчик события для щелчка левой клавишей мыши по форме, в результате которого цвет формы должен поменяться на красный (продолжить работу с примером 2.8).
Этапы выполнения задания
- Перейти на вкладку Events в окне инспектора объектов.
- Выполнить двойной щелчок в поле напротив события OnClik.
- В окне редактора кода в процедуре
Form1.Form1_Click(sender: Object; e: EventArgs);
вписать команду
BackColor := Color.Red;
Все изменения свойств формы, которые производили в примере 2.8, можно описать программно. Для этого создается обработчик события Form1_Load.
- Сохранить изменения в проекте.