1.1 Элементы управления в приложениях с графическим интерфейсом
Современные программы, с которыми сегодня работают пользователи компьютера, отличаются от тех, которые вы создавали раньше. Основное отличие — взаимодействие пользователя с программой.
Программы, которые вы создавали в 7—10-м классах, взаимодействовали с пользователем посредством текстового интерфейса (часто его называют интерфейсом командной строки). После запуска программы вы вводили данные, программа выполнялась, и вы видели результат. И ввод, и вывод данных осуществлялся в алфавитноцифровой форме.
Операционные системы с графическим оконным интерфейсом (например, Windows) предполагают общение пользователя с программой посредством элементов управления. К элементам управления относят: кнопки, разнообразные меню, текстовые сообщения, списки и др. При работе программы пользователь выбирает какой-либо элемент управления и совершает с ним определенное действие (пример 1.1). Если такое действие для выбранного элемента было определено, то программа его выполняет, иначе выдает сообщение об ошибке.
Многие системы программирования позволяют создавать программы с оконным интерфейсом. Такие программы называют оконными приложениями (Windows Form Application).
Проектирование интерфейса окна программы можно выполнять с использованием RAD-технологии (Rapid Application Development — быстрая разработка приложений). Технология RAD характерна для многих систем программирования. Быстрая разработка стала возможной за счет того, что элементы управления были визуализированы и собраны в специальные библиотеки — VCL (Visual Component Library — визуальная библиотека компонентов).
Различные элементы управления можно перетаскивать с палитры компонентов на форму с помощью мыши. Процесс создания интерфейса будущей программы представляется аналогом работы с неким конструктором. Программирование в RAD-средах является визуальным, поскольку код по созданию объекта не пишется, а генерируется средой. Задача программиста — написание кода по управлению готовыми компонентами.
Визуальное программирование поддерживается в PascalABC и Delphi (код пишется на языке Pascal), VisualBasic, C# и др. (пример 1.2). Для обучения учащихся младших классов используется визуальное программирование в среде Скретч (Scratch).
Создаются оконные приложения как проект и состоят из нескольких файлов. Внешний вид окна будущего приложения строится на форме. Для формы сохраняются два файла — один содержит описание внешнего вида формы, другой — описание действий при выборе пользователем того или иного элемента управления. Главный файл проекта содержит описание его структуры, а также команды по созданию формы и запуску приложения.
Все элементы, размещенные на форме, и сама форма образуют систему взаимодействующих объектов. Способ их взаимодействия основан на объектно-ориентированном программировании.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) — технология создания программ, основанная на использовании системы объектов. Каждый объект обладает набором свойств, которые описывают его состояние, и методов, характеризующих его поведение.
Объект — совокупность данных и методов работы с ними. |
Организация данных внутри объекта скрыта от пользователя. Данные и способы их чтения и записи являются свойствами объекта, их можно изменять. Методы — процедуры и функции для обработки данных.
1.2 События
Организация взаимодействия между программой и пользователем управляется событиями: пользователь может нажать на клавишу мыши или клавиатуры, ввести текст и др.
Метод программирования, основанный на управлении событиями, называют событийно-ориентированным программированием. |
Каждое событие связано с каким- либо объектом, которому передается управление в тот момент времени, когда происходит событие. Среди основных событий можно выделить три категории: события мыши, события клавиатуры и системные события (примеры 1.4—1.6).
Процедура (или функция), инициируемая событием, называется обработчиком события. |
Запущенный на выполнение проект находится в ждущем режиме, реагируя на события, учтенные при его создании, вызываемые действиями пользователя или возникающими в самой программе.
Объектно-событийная модель программы предполагает следующее:
- создание объектов с присущими им свойствами и методами;
- описание событий, при которых объект может выполнять алгоритм обработки данных.