14.1. Образование в информационном обществеВ современном мире ключевое значение имеют знания. Для обозначения этого феномена используется термин «общество знаний» (пример 14.1). В «обществе знаний» важнее всего «научиться учиться», а информационные технологии способствуют постоянному обновлению личной и профессиональной компетентности. Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Обучение становится ключевой ценностью общества знаний. Согласно исследованиям ЮНЕСКО важное значение в обществе приобретают способность ориентироваться в потоке информации, когнитивные способности, критический ум, позволяющий отличать полезную информацию от бесполезной. Для общества знаний важным является взаимосвязь знаний и системы образования, причем особую роль приобретают процессы информатизации в системе образования (пример 14.2). Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся — мобильный обучающийся!». Такой обучающийся: школьник, гимназист, лицеист, студент — должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это касается и других участников образовательного процесса: родителей, педагогических работников, руководителей системы образования разных уровней. Мобильность каждого участника образовательного процесса будет лежать в основе мобильного образования в новом информационном обществе (пример 14.3). Обеспечить актуальность и мобильность образовательных ресурсов позволит применение «облачных» технологий, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов. Одной из форм электронного обучения является дистанционное обучение. Оно предоставляет возможность учиться вне зависимости от места работы и проживания, для него характерны гибкость и экономичность. К перспективным направлениям дистанционного обучения можно отнести дополнительное образование взрослых (повышение квалификации и переподготовку, обучающие курсы, подготовку к поступлению в учреждения образования и др.), дополнительное образование детей и молодежи, специальное образование. 14.2. Профессиональная деятельность в информационном обществеВ информационном обществе главным ресурсом является информация. Именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. При этом повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становится интеллектуальным, творческим, креативным. Основным критерием развитости информационного общества можно считать количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности. В настоящее время достаточно много интернет-ресурсов предлагают обзоры профессий, которые будут актуальными в ближайшее десятилетие (пример 14.4). Во всех списках на первом месте — специалисты IT-сферы. К профессиям этой сферы относятся: программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, веб-дизайнеры, специалисты по информационной безопасности, специалисты по оценке интеллектуальной собственности и др. |
Пример 14.1. Характерные черты общества знаний:
Пример 14.2. Цели информатизации системы образования Республики Беларусь (согласно концепции информатизации): создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ; формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками. Пример 14.3. Основные направления мобильного обучения:
Кроме традиционной очной и заочной формы обучения, некоторые белорусские университеты предлагают учиться дистанционно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Однако сессия сдается в вузе. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, доля населения, занятого в ИТ-сфере, увеличилась с 1,7 % (2010 г.) до 2,5 % (2018 г.). При этом в 2019 г. доля IT-сектора в ВВП составляет 5,5% и по прогнозам может вырасти до 10 % к 2023 г. Пример 14.4. Обзор перспективных профессий:
Одной из самых необычных профессий будущего называют специалиста по хранению памяти. Предполагается, что ведущие нейробиологи пустят в массы революционные мозговые импланты, которые позволят человеку использовать мозг как флэшку. Специалисты будут помогать людям рационально работать 2 со своей памятью, не перегружая мозги . В информационном обществе следует ожидать востребованности профессий информационной ориентации:
|
1. Какие характерные черты общества знаний вы можете назвать?
2. Что понимают под мобильным обучением?
3. В чем преимущества дистанционного обучения?
4. Что считают основным критерием развитости информационного общества?
5. Какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем?
Упражнения
Подготовьте сообщение на одну из тем:
1. Дистанционное обучение в белорусских вузах.
2. Необычные профессии будущего.