§14. Образование и профессиональная деятельность в информационном обществе

14.1. Образование в информационном обществе

В современном мире ключевое значение имеют знания. Для обозначения этого феномена используется термин «общество знаний» (пример 14.1).

В «обществе знаний» важнее всего «научиться учиться», а информационные технологии способствуют постоянному обновлению личной и профессиональной компетентности. Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Обучение становится ключевой ценностью общества знаний. Согласно исследованиям ЮНЕСКО важное значение в обществе приобретают способность ориентироваться в потоке информации, когнитивные способности, критический ум, позволяющий отличать полезную информацию от бесполезной.

Для общества знаний важным является взаимосвязь знаний и системы образования, причем особую роль приобретают процессы информатизации в системе образования (пример 14.2).

Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся — мобильный обучающийся!». Такой обучающийся: школьник, гимназист, лицеист, студент — должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это касается и других участников образовательного процесса: родителей, педагогических работников, руководителей системы образования разных уровней. Мобильность каждого участника образовательного процесса будет лежать в основе мобильного образования в новом информационном обществе (пример 14.3).

Обеспечить актуальность и мобильность образовательных ресурсов позволит применение «облачных» технологий, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов.

Одной из форм электронного обучения является дистанционное обучение. Оно предоставляет возможность учиться вне зависимости от места работы

и проживания, для него характерны гибкость и экономичность. К перспективным направлениям дистанционного обучения можно отнести дополнительное образование взрослых (повышение квалификации и переподготовку, обучающие курсы, подготовку к поступлению в учреждения образования и др.), дополнительное образование детей и молодежи, специальное образование.

14.2. Профессиональная деятельность в информационном обществе

В информационном обществе главным ресурсом является информация. Именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. При этом повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становится интеллектуальным, творческим, креативным.

Основным критерием развитости информационного общества можно считать количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Все больше жителей Беларуси используют Интернет в профессиональной сфере и в повседневной жизни. По подсчетам аналитиков, к январю 2019 г. на 9,44 млн жителей Беларуси приходилось 11,87 млн абонентов мобильной связи — это примерно 126 % населения. Показатель увеличился на 3,1 % (357 тыс.) по сравнению со статистикой на январь 2018 г.

В настоящее время достаточно много интернет-ресурсов предлагают обзоры профессий, которые будут актуальными в ближайшее десятилетие (пример 14.4).

Во всех списках на первом месте — специалисты IT-сферы. К профессиям этой сферы относятся: программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, веб-дизайнеры, специалисты по информационной безопасности, специалисты по оценке интеллектуальной собственности и др.
В списках также фигурируют специальности инженера, медика, химика, логиста, нанотехнолога — те специальности, которые требуют прочных знаний в области естественных наук и математики.

Пример 14.1. Характерные черты общества знаний:

  • осознание роли знания как условия успеха в любой сфере деятельности;
  • наличие постоянной потребности человека в новых знаниях, необходимых для решения новых задач, создания новых видов продукции и услуг;
  • эффективное функционирование систем производства и передачи знаний;
  • взаимное стимулирование предложения знаний и спроса на знания (предложение стремится удовлетворять имеющийся спрос на знания и формировать спрос).

Пример 14.2. Цели информатизации системы образования Республики Беларусь (согласно концепции информатизации):

создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ;

формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.

Пример 14.3. Основные направления мобильного обучения:

Кроме традиционной очной и заочной формы обучения, некоторые белорусские университеты предлагают учиться дистанционно.
Дистанционная форма образования предполагает общение преподавателя и студента на расстоянии. Обмен информацией происходит с помощью Интернета, онлайн-сервисов. Учащийся может получить консультацию, необходимую литературу от преподавателя, послушать лекцию удаленно.

Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Однако сессия сдается в вузе.
Главные преимущества: учеба в любое время, в удобном месте и психологически комфортной обстановке. Студент сам выбирает приемлемый темп занятий, благодаря чему легко совмещать учебу с другими делами.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, доля населения, занятого в ИТ-сфере, увеличилась с 1,7 % (2010 г.) до 2,5 % (2018 г.). При этом в 2019 г. доля IT-сектора в ВВП составляет 5,5% и по прогнозам может вырасти до 10 % к 2023 г.

Пример 14.4. Обзор перспективных профессий:

  • Прогноз от Адукара1. Востребованными останутся специалисты по информационной безопасности, оценке интеллектуальной собственности, рекламщики, маркетологи, логисты. В будущем понадобятся специалисты в области искусственного интеллекта, биоинженеры, урбанисты, строители умных городов и дорог.
  • Востребованные профессии 20 2 0 . Среди общего списка наиболее нужных профессий 2015—2020 гг. называют: IT-специалистов (программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, веб-дизайнеры), инженеров и специалистов в сфере маркетинга, медиков, педагогов, переводчиков.
  • Самые востребованные профессии будущего десятилетия. Такими профессиями стали IT-специалисты, инженеры, маркетологи, медики, специалисты в области сервиса, специалисты в области нанотехнологий.

Одной из самых необычных профессий будущего называют специалиста по хранению памяти. Предполагается, что ведущие нейробиологи пустят в массы революционные мозговые импланты, которые позволят человеку использовать мозг как флэшку. Специалисты будут помогать людям рационально работать 2 со своей памятью, не перегружая мозги .

В информационном обществе следует ожидать востребованности профессий информационной ориентации:

  • инженеры знаний — специалисты, свободно ориентирующиеся в автоматизированных системах формирования, хранения и использования информационных ресурсов;
  • системные аналитики, обладающие опытом компьютерного моделирования и прогнозирования в различных областях социальной практики;
  • информационные менеджеры, предлагающие свои услуги в обеспечении информацией различных направлений деятельности.
1. Какие характерные черты общества знаний вы можете назвать?
2. Что понимают под мобильным обучением?
3. В чем преимущества дистанционного обучения?
4. Что считают основным критерием развитости информационного общества?
5. Какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем?

Упражнения

Подготовьте сообщение на одну из тем:
1. Дистанционное обучение в белорусских вузах.
2. Необычные профессии будущего.

 

Проверь себя