Компьютер и образование

Только творческий учитель может достичь вершин педагогического мастерства!

2906657383

Родюшкин Александр Николаевич. Преподаю информатику, астрономию и физику. Я уже более 30 лет использую компьютерные технологии в образовательном процессе и хочу поделиться с читателем своими наработками. За эти годы я разработал инструментальный пакет CheckTests, который состоят из трех десятков программ главные из них это редакторы, которые позволяют учителю создать свою уникальную методику обучения с применением компьютерных технологий.

В основу моей разработки пакета компьютерных программ положен принцип: «Дайте возможность учителю самому выбирать, что и как он будет использовать сегодня на уроке. Дайте возможность учителю создать этот урок». В данной технологии можно использовать как разнообразные способы, приёмы и методы уже существующих технологий, так и быстро адаптировать новые.

Информационный бум, который с каждым годом лишь набирает обороты, создал много проблем в образовательном процессе. Прессинг постоянно растущего объема информации заставляет людей защищаться. Особенно это хорошо заметно у подрастающего поколения. Огромное количество нужной и ненужной информации, которое попадает в мозг человека, заставляет его включать «свои» фильтры и запоминать только то, что нужно в данный момент его деятельности. В основном стала работать кратковременная память, долговременная ушла на второй план. Это хорошо заметно в школе. Для большинства учащихся выучить наизусть стало большой проблемой, а термин «зубрилка» просто стал редкостью. Появилась   новое понятие – лень на память: зачем запоминать информацию, если я её найду в Интернете; зачем записывать в тетрадь, потом учить, если я сфотографирую на мобильник и подсмотрю на уроке. Современные технологии довели списывание до совершенства. Решение большинства стандартных заданий выложено в Интернете. При выполнении заданий, связанных с контролем знаний, достаточно одному ученику решить задание, как это решение через СМС или фото появится у всей школы.

Как же заставить современного школьника учиться?

  • Если с запоминанием информации у обучаемого есть проблемы, первое, что надо сделать учителю, – это научить его быстро находить нужную информацию в предоставленных ему источниках, уметь её анализировать, моментально принимать оптимальные решения и делать выводы, а также выработать привычку делать это самостоятельно, практически без подсказок учителя.

  • Второе – это организовать образовательный процесс так, чтобы исключить списывание.

  • Третье – максимально использовать обучающий тренинг и компьютерное моделирование для понимания, исследования и запоминания изучаемой информации.

  • Четвертое – компьютерная проверка знаний. Учитель выставляет баллы, а не отметку за практические задания, а компьютер сам проверяет теорию, объединяет баллы и выставляет итоговую отметку сразу в электронный журнал с рейтинговой шкалой класса.

  • Пятое – использовать проверку знаний для дополнительного, «скрытого» обучения учащихся.

  • Шестое – максимально использовать время урока через автоматизацию учебного процесса. Всё запускается, выполняется и сохраняется по заданному учителем сценарию, который создается при подготовке к уроку.

  • Седьмое – применение современных сетевых технологий, где вся учебная информация размещается на локальном сайте и в MySQL базе данных, позволяет свести к минимуму технологические моменты урока, высвобождая время на учебный процесс.

Теперь о технологии организации обучения. Сейчас существует большое количество материалов для проведения занятий в школе с применением компьютера. Но учителю необходимо приложить очень много интеллектуального труда, чтобы использовать их в работе. Учебные программы постоянно меняются, а учебные компьютерные программы и программно-методические комплексы, созданные в прошедшие годы, уже нельзя использовать на уроках. Какой же выход?

Выход из этой ситуации я нашел в создании компьютерных программ, которые позволяли учителю при подготовке к следующему уроку быстро изменять под собственное видение и понимание его содержания. Таким образом, творческий учитель сможет создать программно-методический комплекс, под себя, под свою методику преподавания. Входящие в состав инструментального пакета CheckTests редакторы позволят делать урок с нуля, так и редактировать уже готовый, свой или чужой из бесплатных интернет ресурсов, а также обмениваться своими разработками уроков используя экспортно-импортные технологии и Интернет. Эти же редакторы позволяют подключать фрагменты в свой урок из других лицензионных источников имеющихся у данного учителя, не нарушая целостности этих материалов и программ и авторских прав разработчиков.

Для создания обучающей части урока я использую цифровые электронные ресурсы сети Интернет и собственные разработки.

При подготовке к любому уроку учитель составляет план урока. В моём варианте план урок превращается в сценарий урока (порядок атомического запуска программ, видео, компьютерных моделей, презентаций и др.), где учитель должен продумать, что необходимо для успешного проведения урока, что надо показать, что объяснить, как закрепить и так далее. Я обычно подготовку к уроку разбиваю на следующие этапы:

  1. Поиск нужной информации к уроку: интерактивные странички обычно в формате флешь технологий, видеоматериалы, презентации, компьютерные модели, обучающие и контролирующие тесты, и другую необходимую информацию.

  2. Далее продумываю, чего еще не хватает в создаваемом уроке. И при необходимости сам создаю нужные фрагменты урока.

  3. Определяю порядок использования материалов на уроке.

  4. Используя редактор «Меню» создаю или редактирую сценарий проведения урока.

  5. Проверяю выполнения сценария по корректному запуску фрагментов урока, по временным параметрам, при необходимости вношу коррекцию.

Для более детального ознакомления с возможностями CheckTects, перейдем в раздел “Мои разработки”.

НАВЕРХ






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *